Об ответственности за проведение несанкционированных публичных мероприятий
- Подробности
- Опубликовано: 24.03.2022 02:33
- Просмотров: 137
Вопросы проведения массовых публичных мероприятий регулируются Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон).
Под публичным мероприятием Законом понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Его целью является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
На организатора акции возлагается обязанность по подаче уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти.
В случае, если данные уведомления не были предоставлены в указанный орган массовые акции считаются несанкционированными, за их организацию и участие в них граждане подвергаются административной ответственности.
В частности, по статье 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», по которой в зависимости от обстоятельств совершенного правонарушения предусмотрена административная ответственность от штрафов различного размера до административного ареста.
К примеру, участник несанкционированного массового публичного мероприятия может быть подвергнут административному штрафу в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательным работам на срок до сорока часов (ч. 5 данной статьи).
Более того, участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, которые повлекли создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры наказывается, помимо прочего, административным арестом до 15 суток.
За повторные правонарушения законодатель ужесточает наказание уже до 30 суток ареста.
Частью 1.1 данной статьи законодателем установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях или пикетированиях. Максимальным наказанием за данное правонарушение для физических лиц является административный арест до 15 суток.
Отдельно следует отметить, что в силу ст. 6 Закона участники публичного мероприятия не вправе скрывать своих лиц, иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения. Кроме того, они обязаны соблюдать общественный порядок, регламент проведения публичного мероприятия, а также выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел.
За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции статьей 19.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа и/или административного ареста до 15 суток.
Если участники незаконных акций, помимо прочего, нарушают общественный порядок, выражаются нецензурной бранью, уничтожают или повреждают чужое имущество, они также могут быть арестованы на срок до 15 суток (статья 20.1 КоАП РФ).
Более строгая ответственность предусмотрена уголовным законом. Так, за организацию массовых беспорядков, участие в них, а также за призывы к этому виновному грозит лишение свободы на срок до пятнадцати лет с отбыванием наказания в исправительной колонии (статья 212 Уголовного кодекса РФ).
Дополнительно необходимо обратить внимание на тот факт, что привлечение к административной ответственности может нести для гражданина негативные последствия в будущем. Речь не только о том, что в ряде санкций статей КоАП РФ закреплено более строгое наказание за повторное нарушение положений федерального законодательства. Административная, как и уголовная ответственность (как самого лица, так и его ближайших родственников) может рассматриваться работодателем как отрицательная характеристика при приеме на будущую работу, что особенно актуально для граждан, получающих в настоящее время высшее либо средне-специальное образование и готовящихся получить соответствующую профессию.
Ковальчук А.А.. тел. 8(42151)5-12-14